1. Семейный сайт родителей г.Комсомольска-на-Амуре. Добро пожаловать в нашу "Счастливую Семейку"!

    Чтобы иметь больше возможностей, необходимо пройти регистрацию. Если при регистрации возникли проблемы, воспользуйтесь формой обратной связи. Желаем вам приятного и полезного общения!

На данный момент Вы не авторизованы. Если Вы уже являетесь зарегистрированным пользователем, тогда Вы можете Войти. Если нет, то Вы можете зарегистрироваться и получить доступ к нашему форуму. Зарегистрироваться.

Теоретический анализ влияния семьи на психологическое благополучие подростка

Тема в разделе "Статьи по психологии", создана пользователем Svetta, 31 мар 2012.

  1. Svetta

    Svetta Администратор Администратор

    Регистрация:
    8 окт 2009
    Сообщения:
    10.950
    Симпатии:
    1.142
    6 статья[FONT=Times New Roman, serif][/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]Ребенок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который даёт ему представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. [9][/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Семья, в которой налажен эмоциональный контакт между ее членами, может оказать сильное воздействие на индивида. Это проявляется в формировании правил поведения или форм взаимоотношений. Такая семья помогает человеку обрести не только нравственные ценности, но и чувство покоя и принадлежности к определенной социальной группе.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]- семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества [8].[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]В том случае, если семья не выполняет свои функции, ее роль становится асоциальной. Это значит, что человек не чувствует себя в безопасности, находясь в семейном кругу, у него отсутствуют представления об общественных нормах, он не может рассчитывать на взаимопонимание со стороны своих близких.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Основной функцией семьи является обеспечение не только материального и физического, но и психологического благополучия ребенка.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Психологическое благополучие (душевный комфорт) — слажен[/FONT][FONT=Times New Roman, serif]ность психических процессов и функций, ощущение целостности, [/FONT][FONT=Times New Roman, serif]внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устой[/FONT][FONT=Times New Roman, serif]чиво при гармонии личности.[/FONT][FONT=Times New Roman, serif] [1;470].[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Особенно важно уделить внимание при рассмотрении вопроса благополучия ребенка на подростковый возраст, ведь данный период жизни ребенка [/FONT][FONT=Times New Roman, serif]самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности [2;142].[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Подростковый возраст - определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый срок рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это пора подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков с родителями.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании с взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]У ребенка этого возраста уже нет наивной веры в авторитет родителей. Он смотрит на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, хотя исключительно дорожит общественным мнением и отношением к себе взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать отношения с другими людьми [3;39]. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье по виду выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я".[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Важнейшим фактором, формирующим личность ребенка можно назвать эмоциональное отношение к нему родителей – родительскую позицию. Она может характеризоваться как доминированием, так и полным безразличием. Не зная, как вести себя с ребенком в переходном возрасте некоторые родители стараются «лишний раз не трогать» подростка, другие продолжают относиться к нему как к маленькому несамостоятельному ребёнку, третьи выбирают авторитарную позицию.[/FONT][FONT=Times New Roman, serif] В таких случаях позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Родители, чья любовь всегда условна и зависит от результатов деятельности ребенка рискуют развить у подростка[/FONT][FONT=Times New Roman, serif] невротический перфекционизм.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Невротический» перфекционизм – стремление к чрезвычайно высоким стандартам из-за страха неуспеха и боязни разочаровать других[/FONT][FONT=Cambria, serif][FONT=Times New Roman, serif]. [/FONT][/FONT]
    [FONT=Cambria, serif][FONT=Times New Roman, serif]При невротическом перфекционизме, человеку ничто не кажется достаточно совершенным. Глубокое чувство неполноценности и уязвимости вовлекают человека в бесконечный круг саморазрушительных сверхусилий, а новое дело или задача начинают таить опасность, вызывать страх и опасения [/FONT][/FONT][FONT=Times New Roman, serif][7].[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]«Результат выполнения деятельности переоценивается в ущерб любви и близости. Ребенок вынужден оставаться «безошибочным», чтобы удовлетворить родительские ожидания и избежать критики. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]По данным С.В. Воликовой и А.Б. Холмогоровой можно выделить несколько источников негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]Стрессовые события в семейной истории (алкоголизации, жестокость обращения и пр.), фиксация родителей на опасностях, которыми полон окружающий мир, и жизненных неудачах могли приводить к формированию картины мира как непредсказуемого, чреватого катастрофами, а также к представлениям о себе как о человеке, не способном повлиять на события.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]-Родительская критика в адрес ребенка за возможные ошибки, постоянные нелицеприятные сравнения ребенка с другими, особенно с более успешными детьми, могли приводить к формированию представлений о себе, как неудачливом, глупом, неспособном. Постоянная критика за ошибки и сравнение с другими приводят к привычке жить в режиме сравнения, к стремлению быть лучше других.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Критика ребенка за проявление негативных эмоций приводит к запретам на проявление чувств, к представлению о том, что проявление чувств, способность делиться своими трудностями и переживаниями по их поводу - это слабость. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Индуцирование недоверия создает представление об окружающих как о людях враждебных, критикующих, не способных оказать поддержку [4;.23].[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]По данным А.Б. Холмогоровой и С.В. Воликовой, высокие стандарты жизни и деятельности или перфекционистские установки по отношению к себе и другим – одна из функциональных семейных ценностей, повышающих риск развития эмоциональных расстройств [5;26][/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Таким образом, семья оказывает основное влияние на психологическое благополучие подростка. Чем больше поддержка семьи и доброжелательнее отношение родителей к ребенку в столь непростом возрасте, тем более счастливая и психологически-устойчивая вырастет личность.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Ведь, несмотря на противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.[/FONT][FONT=Times New Roman, serif] Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. [/FONT][FONT=Times New Roman, serif]Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.[/FONT][FONT=Times New Roman, serif] [6] [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания контактов с ребенком. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.[/FONT]


    [FONT=Times New Roman, serif]Библиографческй список[/FONT]



    1. [FONT=Times New Roman, serif]Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью //Общество и политика /Ред. В.Ю.Большаков. СПб., 2000, с. 476-510.[/FONT]
    2. [FONT=Times New Roman, serif]Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков[/FONT]
    3. [FONT=Times New Roman, serif]Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – С.216.[/FONT]
    4. [FONT=Times New Roman, serif]Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога. МПЖ, 2001.[/FONT]
    5. [FONT=Times New Roman, serif]Воликова С.В.,Холмогорова А. Б., Галкина А. М. : Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии : научный журнал. - 2006. - №5.[/FONT]
    6. [FONT=Times New Roman, serif]http://www.science-education.ru./[/FONT]
    7. [FONT=Times New Roman, serif]http://www.psy-for-life.narod.ru/podr_voz.htm[/FONT]
    8. [FONT=Times New Roman, serif]http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/322/[/FONT]
    9. [FONT=Times New Roman, serif]http://psylist.net/slova/soc/?id_slovar=4740[/FONT]
     
  2. upssss

    upssss Уважаемый человек

    Регистрация:
    21 май 2011
    Сообщения:
    302
    Симпатии:
    6
    По содержанию - интересно, по форме - тяжеловато для научно-популярной статьи, слишком много терминологии.
     

Поделиться этой страницей