1. Семейный сайт родителей г.Комсомольска-на-Амуре. Добро пожаловать в нашу "Счастливую Семейку"!

    Чтобы иметь больше возможностей, необходимо пройти регистрацию. Если при регистрации возникли проблемы, воспользуйтесь формой обратной связи. Желаем вам приятного и полезного общения!

На данный момент Вы не авторизованы. Если Вы уже являетесь зарегистрированным пользователем, тогда Вы можете Войти. Если нет, то Вы можете зарегистрироваться и получить доступ к нашему форуму. Зарегистрироваться.

Представления о своей будущей семье у юношей и девушек

Тема в разделе "Статьи по психологии", создана пользователем Svetta, 31 мар 2012.

  1. Svetta

    Svetta Администратор Администратор

    Регистрация:
    8 окт 2009
    Сообщения:
    10.950
    Симпатии:
    1.142
    12 статья
    Семья – важный социальный институт, в котором развертывается процесс социализации человека. Любые изменения этого института свидетельствуют об изменениях в других областях человеческой жизни, государства, общества. В настоящее время растет число разводов, неполных семей либо незарегистрированных в органах ЗАГСа браков, увеличивается количество детей, оставленных в родильных домах и судебных решений по лишению родительских прав. Все это свидетельствует об изменении представлений о значении семейных отношений в жизни человека и их форме, изменении отношения к материнству, отцовству и родительской ответственности. Эти факты не могут оставаться незамеченными и должны изучаться их причины, знание которых будет способствовать коррекции современных семейных отношений.
    Таким образом, необходимо ответить на ряд вопросов. Что такое семья? Какие функции она выполняет? От чего зависит модель семейных отношений?
    Существует множество определений семьи, но все они обладают общими чертами:
    1) семья – это общность людей, основанная на супружеском союзе и родственных связях;
    2) семья – это система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками;
    3) семья – это способ организации личного быта;
    4) семья – это сфера удовлетворения самых важных потребностей личности.
    Все функции семьи можно разделить на две основные группы:
    1) социальные, то есть функции, возлагаемые на нее обществом. К ним относятся функции воспроизводства населения, воспитания, объединения, интимности, отдыха, развития членов семьи.
    2) психологические, то есть функции, как их воспринимают члены семьи (для чего люди создают семью, чего они от нее ожидают, на удовлетворение каких индивидуальных психологических потребностей направлены их взаимоотношения).
    Идеи и представления о семье, которые в дальнейшем будут претворяться в жизнь, от которых будет зависеть дальнейшее развитие, как отдельного человека, так и общества в целом проявляются именно в юношеском возрасте.
    Юность (с 14 – 15 до 18 лет) – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между детством и взрослостью.
    Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают нравственно осмысливать и оценивать свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды на мораль. Они становятся более свободными как от внешних воздействий, так и от собственных непосредственных внутренних побуждений, и действуют в соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.
    Ранняя юность – это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.
    В этом возрасте зарождаются первые любовные отношения и связанные с ними переживания. В юности любовь – сильное эмоциональное переживание, которое может переходить в серьезную, постоянную привязанность. В связи с этим встает проблема создания семьи. На что обратить внимание при выборе спутника жизни? Как выстроить отношения с ним? Что взять за образец поведения?
    В отношении девушек к любви психологи обнаружили следующие закономерности:
    1. Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина – у их сверстниц с пониженной самооценкой.
    2. Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Те, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.
    3. Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых.
    Эти данные показывают, что в этом возрастном периоде большое влияние на формирование ценностей, убеждений, представлений о своей будущей семье оказывает общение с родителями. У юношей и девушек при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны. Если психологический контакт между родителями и юношей или девушкой налажен, то позитивный пример взаимоотношений между матерью и отцом, скорее всего, будет взят за основу будущих взаимоотношений юноши или девушки.

    [​IMG]
    В подтверждение этому может быть приведено исследование А. М. Прихожан, которое посвящено изучению особенностей представлений подростков о своей будущей семейной жизни. Оно показало, что представления о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой семье – или как стремление к повторению, или как стремление сделать все по-другому. Представления подростков и юношей о своей будущей семье во многих случаях восполняют то, чего им, как они считают, не хватает в родительском доме, то есть эти представления часто имеют компенсаторный характер.
    Благодаря механизму идентификации мальчиков и девочек с родителями в семье формируются эталоны мужа и жены. Причем образцами выступают мать и отец. В выборе супруги и в последующих отношениях значительную роль играет факт совпадения эталона матери и представления о женщине-жене.
    Результаты исследования Н. Н. Обозова показывают, что 94 % мужчин, имеющих жен, сходных по физическим особенностям и темпераменту с их матерями, были счастливы в браке. В то же время только 33 % мужчин счастливы с женами, не похожими на их матерей. Женщины, в отличие от мужчин, представляют себе будущего мужа более похожим на знакомых им мужчин, чем на отца. У подростков и юношей складывается представление не только о будущем супруге, но и о себе как о мужчине или женщине, муже или жены.
    Подводя итоги, можно сказать, что семья влияет на формирование личности, ее ценностей и убеждений, определяет возможные способы взаимодействия с окружающим миром и построения межличностных отношений.Юноши и девушки действительно при формировании представлений о своей будущей семье ориентируются на уже известную им модель родительской семьи. В случае гармоничных отношений в родительской семье они переносят образы родителей на свои образы идеальных мужа и жены, представления юношей и девушек являются позитивно окрашенными.
    Следовательно, необходимо изучать представления о семье в различных возрастах, чтобы проследить их изменения качественное наполнение. Также особого внимания исследователей заслуживает формирование представлений о семье у воспитанников детских домов и интернатов, а также у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
    Эти исследования помогут в решении демографических и социальных проблем. Знания, полученные в ходе этих исследований, позволят наиболее эффективно проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать в решении семейных проблем, перестраивать семейные взаимоотношения.
     

Поделиться этой страницей