1. Семейный сайт родителей г.Комсомольска-на-Амуре. Добро пожаловать в нашу "Счастливую Семейку"!

    Чтобы иметь больше возможностей, необходимо пройти регистрацию. Если при регистрации возникли проблемы, воспользуйтесь формой обратной связи. Желаем вам приятного и полезного общения!

На данный момент Вы не авторизованы. Если Вы уже являетесь зарегистрированным пользователем, тогда Вы можете Войти. Если нет, то Вы можете зарегистрироваться и получить доступ к нашему форуму. Зарегистрироваться.

Работнику присвоена инвалидность. Что делать работодателю?

Тема в разделе "Консультации специалиста по трудовому праву", создана пользователем Букашечка, 3 мар 2013.

  1. Букашечка

    Букашечка *Консультант по трудовому праву*

    Регистрация:
    21 ноя 2012
    Сообщения:
    2.058
    Симпатии:
    249
    Работник принес листок нетрудоспособности, закрытый 17 декабря. 18 декабря ему присвоена II группа инвалидности. Мы попросили его принести также индивидуальную программу реабилитации (ИПР) для того, чтобы понять, является ли эта группа рабочей. Но работник утверждает, что сейчас все группы рабочие и что ИПР ему не дадут. Следует ли устанавливать работнику сокращенную 35-часовую рабочую неделю и предоставлять два дополнительных дня к отпуску? Какие еще документы, кроме справки об инвалидности, мы можем от него потребовать? Каким кодом обозначить 18 декабря (день присвоения инвалидности) в табеле учета рабочего времени?

    СОКРАЩЕННАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ И УДЛИНЕННЫЙ ОТПУСК

    Ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней устанавливается инвалидам всех групп, а сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 35 ч в неделю) с сохранением полной оплаты труда — работникам, являющимся инвалидами I или II группы (ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в ред. от 30.12.2012). Поскольку ваш работник является инвалидом II группы, данные льготы ему полагаются.

    КАКИЕ ТРЕБОВАТЬ ДОКУМЕНТЫ

    Работодатель может потребовать у работника индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), которую тот может и не представить, так как не обязан этого делать. Однако уже на основании справки, подтверждающей факт установления инвалидности[1], работодатель может сделать соответствующие выводы и предпринять правильные шаги.
    Установление одной из трех групп инвалидности связано с наличием у гражданина стойких нарушений функций организма и ограничений основных категорий жизнедеятельности определенных степеней выраженности (полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью) и свидетельствует о необходимости мер социальной защиты, включая реабилитацию.
    Согласно п. 9 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н, в ред. от 26.01.2012; далее — Критерии), критерием для установления II группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

    • способности к самообслуживанию второй степени;
    • способности к передвижению второй степени;
    • способности к ориентации второй степени;
    • способности к общению второй степени;
    • способности контролировать свое поведение второй степени;
    • способности к обучению второй степени;
    • способности к трудовой деятельности второй степени.
    Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы (подп. «ж» п. 6 Критериев):

    • 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
    • 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
    • 3 степень — способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
    Таким образом, даже без изучения ИПР можно понять, что инвалиду требуется создание специального рабочего места в силу ограничений по медицинским показаниям. Однако какими именно должны быть особенности, можно узнать только из этого документа.
    В рассматриваемом случае работник прав: в законодательстве отсутствует категорический запрет на трудовую деятельность инвалидов. Инвалид может выполнять трудовую функцию, но только при определенных условиях.

    ДЕНЬ ПРИСВОЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ В ТАБЕЛЕ УЧЕТА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

    В табеле учета рабочего времени день присвоения инвалидности (18 декабря) учитывается как рабочий день (если он являлся для работника рабочим).
    Если вы не успеете к окончанию дня полностью оформить изменение режима работы и сделать данный день сокращенным на один час (7 ч Ч 5 дней = 35 ч), то следующий рабочий день должен быть на 2 ч короче. Это не будет нарушением законодательства, так как им установлено требование в части укороченной недели, а не рабочего дня. Можно также установить один полный дополнительный нерабочий день для инвалида в неделю, если все остальные дни он будет работать полную смену, или другой удобный для обеих сторон график работы.


    [1] Форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н.
     
  2. Чуда

    Чуда Принцесса

    Регистрация:
    26 авг 2011
    Сообщения:
    157
    Симпатии:
    5
    Добрый день! Вопрос - а если у работника, коьрому присвоена инвалидность в перечне профессий, на которых он может работать, нет той на которой он работал до инвалидности, что должен делать работодатель? а если сотрудник хочет и дальше продолжать работать в той должности которая ему противопоказана, как быть?
     
  3. Букашечка

    Букашечка *Консультант по трудовому праву*

    Регистрация:
    21 ноя 2012
    Сообщения:
    2.058
    Симпатии:
    249
    Чуда, мы как работодатель не можем дальше навредить его здоровью, мы или переводим его на другую должность которая ему не противопоказана или прощаемся с таким работником.
     
  4. Чуда

    Чуда Принцесса

    Регистрация:
    26 авг 2011
    Сообщения:
    157
    Симпатии:
    5
    хорошо, прощаемся, как?
     
  5. алина

    алина Уважаемый человек

    Регистрация:
    23 окт 2011
    Сообщения:
    961
    Симпатии:
    73
    Уволняют наверное....
     
  6. Букашечка

    Букашечка *Консультант по трудовому праву*

    Регистрация:
    21 ноя 2012
    Сообщения:
    2.058
    Симпатии:
    249
    Порылась в консультанте вот что нашла, может кому и пригодится.
    Приложение
    к Приказу
    Министерства здравоохранения
    и социального развития
    Российской Федерации
    от 23 декабря 2009 г. N 1013н

    КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,
    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
    ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
    МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    I. Общие положения

    1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
    2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

    II. Классификации основных видов нарушений функций
    организма и степени их выраженности

    3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:
    нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
    нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);
    нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
    нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
    нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
    нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).
    4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:
    1 степень - незначительные нарушения,
    2 степень - умеренные нарушения,
    3 степень - выраженные нарушения,
    4 степень - значительно выраженные нарушения.

    III. Классификации основных категорий жизнедеятельности
    человека и степени выраженности ограничений этих категорий

    5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
    способность к самообслуживанию;
    способность к самостоятельному передвижению;
    способность к ориентации;
    способность к общению;
    способность контролировать свое поведение;
    способность к обучению;
    способность к трудовой деятельности.
    6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:
    а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
    1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
    б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
    1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
    в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
    1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
    2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
    г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
    1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
    2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
    3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
    д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
    1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
    2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
    3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
    е) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
    1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
    2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
    3 степень - неспособность к обучению;
    ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
    1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
    2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
    3 степень - неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

    7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

    IV. Критерии установления групп инвалидности

    8. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
    способности к самообслуживанию третьей степени;
    способности к передвижению третьей степени;
    способности к ориентации третьей степени;
    способности к общению третьей степени;
    способности контролировать свое поведение третьей степени;
    способности к обучению третьей степени;
    способности к трудовой деятельности третьей степени.
    9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
    способности к самообслуживанию второй степени;
    способности к передвижению второй степени;
    способности к ориентации второй степени;
    способности к общению второй степени;
    способности контролировать свое поведение второй степени;
    способности к обучению второй степени;
    способности к трудовой деятельности второй степени.
    10. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:
    способности к самообслуживанию первой степени;
    способности к передвижению первой степени;
    способности к ориентации первой степени;
    способности к общению первой степени;
    способности контролировать свое поведение первой степени;
    способности к обучению первой степени.
    11. Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.
     
  7. Букашечка

    Букашечка *Консультант по трудовому праву*

    Регистрация:
    21 ноя 2012
    Сообщения:
    2.058
    Симпатии:
    249
    Чуда, если ценен работник, то можно ему и подыскать работу на данном предприятии, ведь не забывайте инвалидность дается на ГОД, возможно в следующем году у этого работника может и не быть инвалидности.
    Ну а прощаемся по ст. 77, п.8. ТК РФ.
     

Поделиться этой страницей