1. Семейный сайт родителей г.Комсомольска-на-Амуре. Добро пожаловать в нашу "Счастливую Семейку"!

    Чтобы иметь больше возможностей, необходимо пройти регистрацию. Если при регистрации возникли проблемы, воспользуйтесь формой обратной связи. Желаем вам приятного и полезного общения!

На данный момент Вы не авторизованы. Если Вы уже являетесь зарегистрированным пользователем, тогда Вы можете Войти. Если нет, то Вы можете зарегистрироваться и получить доступ к нашему форуму. Зарегистрироваться.

Пути преодоления школьных неврозов у детей младшего школьного возраста

Тема в разделе "Статьи по психологии", создана пользователем Svetta, 30 мар 2012.

  1. Svetta

    Svetta Администратор Администратор

    Регистрация:
    8 окт 2009
    Сообщения:
    10.950
    Симпатии:
    1.142
    3 статья

    [FONT=Times New Roman, serif]«ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»[/FONT]



    [FONT=Times New Roman, serif]Аннотация[/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]В последние годы много говорят об ухудшении здоровья наших учащихся именно в школе. Школа ли виновата в этом? Родители часто сетуют, мол до школы со здоровьем детей не возникало никаких проблем, у них не находили никаких отклонений, они не стояли на учёте у невропатолога, спокойно росли. И вдруг внезапно ухудшается здоровье! Но так ли уж внезапно? Неужели ребёнок “ни от чего” становится нервным, плаксивым, часто болеющим?[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Ни от чего” здоровье не ухудшается, а многие трудности, которые волнуют взрослых, связаны именно с тем состоянием здоровья ребёнка, с которым он приходит в первый класс.[/FONT]


    [FONT=Times New Roman, serif]С сентября 2001 года по май 2005 года мне пришлось работать в режиме федерального эксперимента по модернизации образовательного процесса в начальной школе. Эксперимент носил познавательный характер, поэтому невозможно было заранее детально предсказать всевозможные повороты и направления движения. Однако я уверена, полученные результаты позволят не только обогатить массовую практику, но и станут материалом для дальнейших научных исследований, необходимых для коррекции процесса модернизации российского образования. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]В эти же годы я работал над темой по самообразованию “Проблема школьных неврозов и пути их преодоления у детей младшего школьного возраста”. Работа в режиме эксперимента позволила мне шире раскрыть эту тему. Дважды в год проводились диагностики школьной мотивации учащихся, неоднократно было изучено психо-эмоциональное состояние детей, взаимоотношение с учителем, со сверстниками, проблемы с родителями. Решение определившихся проблем, дало возможность сделать некоторые выводы, помогающие теперь мне в работе. Хочу с Вами поделиться своими наработками, которые, я уверен, будут интересны молодому поколению учителей, любящих своё дело и желающих плодотворно работать в этом направлении. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Учитывая актуальность проблемы, и немалый багаж предложений и рекомендаций, считаю, что проблему школьных неврозов можно если не снять вообще, то значительно снизить.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Ниже будут описаны ряд факторов, на которые необходимо обращать большое внимание при построении учебно-воспитательного процесса каждому учителю, а именно:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]Фактор самооценки школьника.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Работа с родителями.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Текущая и итоговая аттестация.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Расписание и гигиеническая организация уроков.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Общий режим дня учащихся.[/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]Фактор самооценки школьника.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Попадая в школу, ребёнок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя первоклассник наиболее зависим. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Если общая самооценка ребёнка ущербна или если её благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне. Защиты проявляются в следующих особенностях поведения:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]ребёнок реагирует на критику агрессивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оценке, в самой безобидной шутке усматривает пренебрежение, презрение, неуважительное отношение к себе;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]на похвалу, на любое выражение любви (пусть даже формальное, поверхностное) ребёнок отвечает всплеском слепого обожания, некритичной привязанности, впадает в зависимость от человека, выразившего доброе отношение, и любое отдаление воспринимает как предательство, как крушение мира;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]любое дело, за которое ребёнка критиковали, обесценивается, интерес к нему падает, быстро растёт число отвлечений, и соответственно, ошибок, замечания вызывают поток резонерства, самооправдания, всегда находятся внешние причины для неуспеха, (кто-то помешал, навредил);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]ребёнок отчаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если не получается по-хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки, шутовство, де демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира гораздо страшнее, чем осуждение;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]снижается общий уровень поведения, ребёнок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень самостоятельности, своей беспомощностью побуждая окружающих проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Такую симптоматику учителя наблюдают нередко, но в большинстве случаев пытаются апеллировать к разуму ребёнка, переубеждают его. Однако, там, где мы имеем дело с бессознательными механизмами поведения (в данном случае отчаянными попытками ребёнка остаться хорошим в собственных глазах), рациональные методы не работают. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей.[/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]В школьной практике мало учитываются индивидуальные особенности эмоциональной сферы детей. Это ведёт к непониманию педагогом причин многих неудач в учебной и воспитательной работе. Знание наиболее распространённых психологических трудностей младших школьников позволит педагогу более точно сориентироваться в построении взаимоотношений с детьми, у которых ярко выражены соответствующие особенности:[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]1) неуверенность в себе[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]2) повышенная утомляемость[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]3) повышенная потребность во внимании[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]4) повышенная двигательная активность[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]5) трудности в переключении с одной деятельности на другую[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]6) замедленность темпа деятельности[/FONT]



    [FONT=Times New Roman, serif]Работа с родителями.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Включение родителей в учебно-образовательный процесс может быть весьма эффективным и значимым, повысит их заинтересованность, поможет получить объективные данные об организации внешкольных занятий и оценить состояние детей. Кроме этого, привлечение родителей может снять конфликты между школой и родителями. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Основными задачами работы школы с родителями являются:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]Информирование о современных тенденциях в образовании; об образовательных технологиях и конкретной образовательной программе, которую реализует школа. [/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Обеспечение реального участия родителей в жизнь школы особенно эффективно при организации внеучебных форм работы, хотя и не должно ограничиваться только ими.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Помощь (в том числе, консультативная) родителям в построении отношений с ребёнком: поддержки ребёнка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения и т.п.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Семья обеспечивает тот психологический фон, который необходим для нормального обучения. Нарушения семейных отношений, приводящие к школьным проблемам, часто порождаются самой школой. Одной из причин нарушений общения родителей с ребёнком служит низкий уровень их психолого-педагогических знаний. Задача школы – способствовать их образованию в этой области. Для этого будут полезны лекции, проводимые школьным психологом и опытными учителями. В школьной библиотеке, кроме книг для учеников, должны быть книги по психологии и педагогике, адресованные родителям.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Родители могут и должны служить для педагога источником дополнительной полезной информации об интересах, способностях конкретного ребёнка, о том, как он проявляет себя в неформальной обстановке, насколько может сам организовать свою работу, как справляется с трудными заданиями в условиях помощи взрослого.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Ещё одно важное направление работы с родителями – это курирование сложных и социально неблагополучных семей. Формы его осуществления зависят от характера неблагополучия, возможностей школы, конкретных местных условий. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Текущая и итоговая аттестация.[/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]Общепринятая пятибалльная отметка является травмирующим элементом начального обучения. Основные эффекты отметки:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]повышение тревожности и невротизация детей;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]искажение учебной мотивации;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он “круглый отличник” или “неуспевающий”. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Цель реформы в системе школьного оценивания: сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Если мы хотим, чтобы в школе ученик научился оценивать себя адекватно, то мы обязаны заботиться об обеих сторонах самооценки, всячески поддерживая положительную общую самооценку и развивая способность ребёнка к конкретным оценкам своего учения. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Расписание и гигиеническая организация уроков.[/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]Оценивая расписание уроков в школе с гигиенических позиций, в первую очередь необходимо обратить внимание на соответствие продолжительности учебного дня и учебной недели возрастным возможностям детей и подростков. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Величина учебной нагрузки должна быть такой, чтобы были обеспечены нормальная деятельность коры головного мозга учащихся, высокая работоспособность, профилактика раннего утомления и переутомления и охрана здоровья учащихся. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]При составлении расписания уроков должна учитываться динамика работоспособности школьников в течение учебного дня и в течение учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках. На 3 и, особенно, на 4 уроке она снижается. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Учитывая динамику работоспособности учащихся, изучаемые предметы должны распределяться в течение дня и недели в зависимости от их трудности. Деление предметов по степени трудности очень относительно. Оно зависит от индивидуальных особенностей и наклонностей учащихся, от умения педагога организовать урок, от постановки преподавания данного предмета в школе и пр. Единого мнения о трудности предметов нет как среди педагогов, так и среди гигиенистов, и даже самих учащихся. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Для учащихся младшего школьного возраста наиболее трудными предметами являются математика и чтение. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Гигиеническая организация урока.[/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]Работоспособность школьников и сроки возникновения утомления, а значит и эффект урока, и уровень знаний, получаемый учащимися на уроке, в большей степени зависит от гигиенической организации урока. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Сокращение уроков в 1 классе до 35 минут значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) учащихся, сохраняет их работоспособность на протяжении всего учебного дня.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Кроме продолжительности урока на сроки возникновения утомления влияет построение урока. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает изменения от начала и к концу урока. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Физиологи, рассматривая динамику работоспособности школьников на уроке, различают 5 фаз:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]Фаза перехода на новый, более высокий уровень работоспособности (так называемое “врабатывание”);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Фаза установления максимального уровня работоспособности;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Фаза оптимальной работоспособности;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Фаза неустойчивой работоспособности;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Фаза падения работоспособности.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Длительность первой фазы составляет приблизительно на 1-м уроке 10 минут, на каждом последующем – 5 минут. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Одним из важнейших условий сохранения работоспособности школьников является чередование учебной деятельности с отдыхом. Во время занятий в школе это обеспечивается путём представления перерывов –перемен между уроками. Значение перемен, прежде всего, заключается в том, что они обеспечивают отдых и восстанавливают работоспособность школьников. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Для того чтобы они обеспечивали эффективный отдых и достаточно полно восстанавливали работоспособность, продолжительность их должна быть достаточно большой. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Восстановление сниженной работоспособности складывается из двух фаз:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]восстановление [/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]упрочение достигнутого состояния, которое делает его устойчивым.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]При организации перемен следует исходить из разработанной отечественными учёными теории активного отдыха. Эта теория заключается в том, что наилучший отдых утомлённого органа и организма в целом достигается не при полном покое, а при двигательной активности. После перемены, проведённой в движении, с подвижными играми, физическими упражнениями, школьники возвращаются в класс хорошо отдохнувшими, способными продолжать работу. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Во время урока происходит торможение двигательной сферы, преодолевается естественная потребность детей в движении. Сохранять неподвижность для учащихся очень трудно, особенно для младшего и среднего школьного возраста. Перемена должна служить растормаживанию двигательной сферы, выходу накопившейся энергии, предоставлять детям возможность проявления естественной для них двигательной активности. Запрещать детям бегать, резвиться – грубая ошибка, основанная на игнорировании биологической потребности растущего организма в движении. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Интегральная оценка соответствия организации урока и перемен педагогическим и гигиеническим требованиям может быть получена путём тестирования активности учащихся в процессе учебной деятельности.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Изучение работоспособности учащихся в процессе учебных занятий.[/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]Проблема перегрузки тесно связана с нарушениями в организации общего режима дня учащихся.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif] Режим дня учащихся 1-х классов должен предусматривать:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]полноценный ночной сон (не менее 10 часов);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]активный отдых (прогулки) на воздухе (не менее 2,5 часа);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]дневной сон (для ослабленных детей) (1-1,5 часов);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]свободное время (игры, чтение, любимые занятия, ТV, компьютер) (не менее 1,5 часов); [/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]время на гигиенические процедуры и самообслуживание (не менее 1,5 часов);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]время на еду (4-5 раз) (не менее 1,5 часов);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]учебные занятия +дорога в школу (4-5 часов);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]домашние занятия (до 1 часа);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]дополнительные занятия (музыка, спорт и т.п.) (до 1 часа). [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Оценка режима дня, общей нагрузки учащихся является необходимой составной частью всех экспериментальных исследований по изучению динамики работоспособности школьников в процессе учебной и трудовой деятельности. При изучении режима следует обращать внимание на порядок чередования отдельных компонентов режима дня и их длительность, т.е. бюджет времени. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Причины школьных неврозов и пути их преодоления.[/FONT]



    [FONT=Times New Roman, serif]Прежде всего, необходимо начать комплексную работу с родителями ещё до поступления детей в школу. Организация всеобучей, психологических консультаций, “родительских курсов” подготовят родителей к новой роли родителей первоклассников. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Основа этой роли состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу, что родитель никогда не должен становиться учителем. Основная функция родителей в помощи первокласснику – эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению школьных правил. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Блок физиологического и психофизиологического сопровождения должен включать:[/FONT]

    • [FONT=Times New Roman, serif]обследование учащихся в начале и в конце учебного года;[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]динамическое наблюдение за состоянием здоровья в течение года (заболеваемость);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]динамическое наблюдение за состоянием психического здоровья в начале и в конце учебного года (по поведенческим реакциям и оценке напряжённости);[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]оценку организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Рекомендации по нормализации учебного процесса.[/FONT]

    [FONT=Times New Roman, serif]Нормализация учебного процесса школьников необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников. Нормализация учебного процесса в значительной степени определяется рациональной организацией учебного процесса.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Показателями рациональной организации учебного процесса является:[/FONT]

    1. [FONT=Times New Roman, serif]Объём учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность + выполнения домашнего задания. [/FONT]
    2. [FONT=Times New Roman, serif]Дополнительные занятия в школе – факультативы, индивидуальные занятия, занятия по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы). [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Занятия активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).[/FONT]

    1. [FONT=Times New Roman, serif]Рациональное расписание учебных занятий.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели. Рационально составленное школьное расписание должно учитывать сложность предметов и преобладание динамического или статистического компонентов во время занятий. [/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Следует отметить, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5cуточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп. [/FONT]

    1. [FONT=Times New Roman, serif]Рациональная организация урока.[/FONT]



    [FONT=Times New Roman, serif]Физиологически обоснована и продолжительность урока в 40 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 класса, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления.[/FONT]

    1. [FONT=Times New Roman, serif]Рациональная организация общего режима дня школьников.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме рабочего дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (За вычетом времени сна и дневного отдыха), а её структура несколько различна для детей разных возрастных групп.[/FONT]

    1. [FONT=Times New Roman, serif]Нормализация отношений “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, ликвидация проблем с родителями.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Заключение.[/FONT]


    • [FONT=Times New Roman, serif]В ходе экспериментальной работы и в дальнейшем, в моих классах классе значительно возросло качество знаний и успеваемость учащихся.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Большее количество учащихся стали соблюдать физиолого- гигиенические нормативы режима дня.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Увеличилось число детей, занимающихся спортом.[/FONT]
    • [FONT=Times New Roman, serif]Улучшилось состояние здоровья учащихся.[/FONT]
    [FONT=Times New Roman, serif]Изменилось отношение родителей к школьной жизни детей.[/FONT]
     
  2. upssss

    upssss Уважаемый человек

    Регистрация:
    21 май 2011
    Сообщения:
    302
    Симпатии:
    6
    Статья, на мой взгляд, скорее ориентирована на педагогов, чем на широкую аудиторию. Хотя и для родителей полезная информация есть, например, о самооценке и гигиене дня. Немного информации можно почерпнуть и по физиологии и психологии возраста. Русский язык радует. :)
     

Поделиться этой страницей